Древо Сефирот или алхимическое Древо Жизни
Древо Сефирот «растет» необычно - ветвями вниз: корень всего сущего – вверху, из этих миров первопринципы спускаются к познающему человеку. 10 сефирот являются воплощением 10 принципов, 10 качеств Бога, как свидетельства его присутствия на земле. Но 10 принципов подчиняются трем первоначальным: Воле, Милосердию, Справедливости.
Древо присутствует во всех творениях и примиряет противоречия, уравновешивая их в системе.
Древо Сефирот представляет собой 10 сфер, расположенных послойно. Две крайние сферы – противоположны друг другу и уравниваются, уравновешиваются в третьей. Движение по древу происходит как сверху вниз, так и снизу вверх. Сверху (от 1-й сефиры к 10-й) происходит движение от идеальной формы энергии до ее проявления в физическом мире. Движение снизу вверх (от 10-й сефиры к 1-й) – это встречное движение ищущей души, идущей по Пути очищения и постижения Истины.
собственно вот само Древо
Будучи знакомым, с каббалой довольно сложно предположить, что ее еврейские адепты могли сами придумать такой сложный символ как «дерево сефирот». Сомневаться в этом заставляет тот очевидный факт, что по своей сути каббала не самостоятельная оккультная традиция, а лишь ее фальсификация. Именно поэтому в ней фактически отсутствует собственная оригинальная символика. Нехватка символов породила такое позорное явление как «иудаизацию» - придумывание «ивритского» происхождения для любой наиболее значимой оккультной символики. Начиная со знаменитой формулы «abracadabra» и заканчивая «деревом сефирот».
Попытка «стянуть» понравившийся символ, объявив его своим изобретением, обычно сопровождается искажением формы символа с добавлением некоторых новых элементов. Поэтому в изображении наиболее популярного сейчас в западной магии «дерева сефирот» (рис. 1) узнать символ ставший его прототипом (с которого и срисовали знаменитое каббалистическое дерево) фактически невозможно. Если только не сравнить его с более ранним вариантом (рис.2):
Впервые изображение этого «дерева сефирот» появилось на титульном листе каббалистической книги «Portae Lucis» изданной в 1516. Это латинский перевод рукописи "Шаарей Ора" (Врата света) Иосифа Гикатиллы (1248--1323) написанной им предположительно в 1290 году. Гравюра служащая титульным листом (рис. 2), как и перевод, сделаны неким Паулюсом Ричиусом (Paulus Ricius ум. 1541).
Именно это изображение, судя по расположению сефирот и их связей, и есть самый первый вариант знаменитого каббалистического дерева. Это можно утверждать, поскольку данный рисунок наиболее близок к символу прототипу, узнать в котором пифагорейский тетрактис (рис. 3) не представляет особой сложности. На рисунке хорошо видно, что система «путей» первых шести сфер полностью соответствует связям точек тетрактиса. Особенно если поместить (как на чертеже) шестую сферу на то место где начинается разветвление линий. Еще одно стопроцентное совпадение - число линий соединяющих между собой последние четыре сферы (7, 8, 9 и 10). Их три в тетрактисе и столько же на «дереве». Кроме того, общее число «каббалистических путей» и линий тетрактиса одинаковое – восемнадцать.
Понять, почему в качестве прототипа был использован именно тетрактис не сложно. Во-первых, это логично. Идея сефирот как чисел еврейскими каббалистами заимствована именно у пифагорейцев. Во-вторых, согласно учению пифагорейцев именно в тетрактисе заключен тайный смысл декады – совершенного числа составляющего сумму первых четырех чисел:
1+2+3+4=10
В-третьих, эксперименты в этой области уже были:
Обычная, так сказать – классическая каббалистическая подделка , в которой точки тетрактиса заменены буквами иврита, которые образуют уже тетраграмматон. Четырех буквенное имя еврейского бога Яхве (IHVH).
Осталось выяснить только одно. Почему точки тетрактиса были сдвинуты именно таким образом, а не иначе. И здесь начинается самое интересное. Автор гравюры как уже было сказано Паулюс Ричиус. Крещеный еврей (Paulus Israelita) приняв христианство, он оспаривал аргументы евреев, против его новой религии опираясь при этом на своеобразно излагаемую каббалу. Он как и Пико Делла Мирандола (1463-1494) находил доказательства христианских догматов в каббале. Собственно это все и объясняет:
Первые пять сфер (сефирот) образуют треугольник – символическое изображение Троицы. Остальные пять – латинский крест. Эти две фигуры составленные из точек пифагорейского тетрактиса и составляют всю «оригинальную» структуру каббалистического «дерева сефирот». И здесь нельзя не оценить своеобразную шутку автора гравюры – еврейский каббалист держит в руках распятие (по сути) и размышляет о свойствах сефирот и соответственно христианской Троицы.
Дальнейшая «эволюция» дерева сефирот у других каббалистов идет следующим образом:
№1 Афанасий Кирхер (1602 — 1680)
№2 Моисей Кордоверо (1522-1570)
№3 Исаак Лурия (1534 -1572)
Комментариев нет:
Отправить комментарий